Семь критериев выбора консалтинговой компании
Борис Вульфсон, консультант по кадровому консалтингу ЗАО «Евроменеджмент»
В последнее время все больше компаний уже имеет опыт обращения к консультантам. Кто-то сталкивался с конкретными проблемами, кому-то требовалось антикризисное управление, большинству же были необходимы консультации для дальнейшего успешного роста и развития организации. Но не все получили желаемый результат от сотрудничества с консультантами. Некоторые остались недовольны. Что делать, чтобы не разочароваться в консалтинге? Как выбрать консалтинговую компанию? Предлагаю взгляд изнутри, глазами консультантов.
1. Опыт реализации подобных проектов
Обычно при проведении тендера все консалтинговые компании указывают в документации, что у них есть опыт успешной реализации подобных проектов. Даже если он ограничен узкой областью, консультанты могут выдать за таковой работу в смежных областях или по ограниченному кругу вопросов. Например, консультанты подбирали персонал для машиностроительного завода, а в тендерной документации на комплексную реорганизацию бизнес-процессов может быть указано, что есть опыт работы в машиностроении. Но тут нужно понимать, что не всегда важна производственная специфика, а больше внимание нужно обращать на функциональную схожесть проектов.
Хотя даже эта информация может пригодиться. Необходимо обязательно ее проверить, поговорить с представителями бывших заказчиков и поинтересоваться мнением клиентов. Узнайте о том, какой результат был получен в итоге, и какая реальная польза была для сторон.
2. Уровень квалификации руководителя и участников проекта
Очень часто на переговорах приходится вести речь с компетентными специалистами, которые вникают во все детали и понимают все ваши чаяния и надежды. Но нужно понимать, что менеджер проекта и куратор клиента занимаются лишь организационными вопросами, и реальную работу будут осуществлять совсем другие консультанты. Для их представления компании обычно используют либо свою форму резюме, либо табличное представление компетенций или достижений. В любом случае информация будет подана в лучшем виде и будет мало пригодна для сравнения, реальной оценки и выбора. Для того чтобы понять, каков уровень консультантов, которые, возможно, будут работать совместно с вами, необходимо встретиться с ними и побеседовать на предметную тему. Здесь нужно обратить пристальное внимание на уровень «конкретики», а не на абстрактные размышления на заданную тему.
3. Опыт работы в реальном секторе руководителя и участников проекта
Некоторые консалтинговые компании практикуют привлечение в свой штат молодых выпускников вузов с хорошими способностями, но без опыта работы, после чего происходит их обучение, но практику они получают лишь как консультанты. Отсутствие опыта работы в реальном секторе часто не позволяет описать и реализовать предлагаемое решение во всех необходимых деталях.
Всегда помните, что вам придётся самостоятельно реализовывать все предложения консультантов и то, насколько глубоко и досконально они знают ваш бизнес, определяет успешность внедрения их предложений.
4. Наличие публикаций у консультантов
Нужно понимать, что деятельность консультанта состоит из множества частей, в которые входят проектная работа (решение насущных вопросов клиента), профессиональное развитие (собственное и институализация знаний компании), маркетинговая активность и продажи, а также множество других. Одной из частей работы является написание авторских статей.
Узнайте о наличии публикаций у тех консультантов, которые будут работать с вами. Попросите предоставить уже написанные консультантами статьи. При возможности, прочитайте их, это может вам многое сказать об их профессиональном уровне.
5. Членство в профессиональных сообществах
В России и мире насчитывается множество профессиональных сообществ, если говорить о самых известных в области управления персоналом, то это CIPD (Великобритания), SHRM (США) и АКПП (Россия). Членство в этих организациях является признаком того, что консалтинговая компания активно сотрудничает со своими коллегами и её консультанты как минимум в курсе последних тенденций, а возможно и помогут внедрить вам «лучшие практики».
Нужно понимать, что членство в профессиональных сообществах, как и рейтинги известных деловых журналов, компании используют как инструмент своего продвижения. Поэтому важно знать, кто из консультантов является сертифицированным в конкретной области и как это может помочь именно вам. Можно затребовать имеющиеся сертификаты, чтобы понять, кто и в какой области является сертифицированным консультантом.
6. Наличие автоматизированного решения
Любое решение, которое предлагают консультанты, требует реализации и дальнейшего администрирования. Если решение предполагает большое количество трудозатрат, то вероятность его успешного внедрения низка. В случае наличия автоматизированного решения высоки затраты на первоначальное внедрение, обучение сотрудников, но затраты на дальнейшее администрирование близки к нулю, тем самым снижается совокупная стоимость предлагаемой услуги.
В случае выбора той или иной консалтинговой компании необходимо оценить целесообразность внедрения автоматизированного решения: в случае его отсутствия - затраты на разработку (возможно, разработку автоматизированного решения придется заказать другой консалтинговой компании), в случае его наличия, как оно интегрируется в существующие информационные продукты и, возможно, действующую или проектируемую ERP-систему.
7. Наличие благоприятных отзывов в профессиональной среде
У консультантов, как и у других профессий, есть профессиональные сообщества и своя среда общения. Информацию о ней можно найти в Сети, деловых журналах. Там можно почерпнуть то, о чем обычно представители компании умалчивают. Например, о провальных проектах, сильных и слабых сторонах при взгляде изнутри.
Обязательно зайдите на специализированные форумы и сайты. Например: www.e-xecutive.ru, www.cfin.ru, и другие. Почитайте, что пишут о консалтинговых компаниях, с которыми вы планируете сотрудничать.
После того, как вы примените свои требования по всем семи критериям, возможно, из претендентов на работу не останется никого. Тогда либо придётся снижать требования, либо исключать критерии. Но в первую очередь необходимо понимать, что идеальных компаний не существует, а вам придется работать с конкретными людьми. Поэтому необходимо выбрать тех консультантов, с которыми вы готовы разделить риски и начать проект, причем понимая, что для успеха вам необходимо взять на себя дополнительную работу по снабжению консультантов точной информацией, участию в разработке требований к результату и внедрению изменений.
Успехов вам в ваших начинаниях!
«Корпоративный отдых и обучение», № 1, 2007
|