Евроменеджмент

Поиск:     

на главную печать контакты



ИНТЕРВЬЮ

Генеральный директор
компании «Евроменеджмент»
Константин Осетров дал интервью журналистам программы «Сфера интересов» канала «РБК ТВ»



Специализированные сайты
компании "Евроменеджмент":

  • bpr.emd.ru
    Реинжиниринг бизнес-процессов
  • stimul.emd.ru
    Оптимизация Системы материального стимулирования
  • as.emd.ru
    Оценка человеческих ресурсов в организации
  • soft.emd.ru
    Автоматизация на основе "1С: Предприятие 8.0"
  • soft.emd.ru/pers/
    Автоматизированная Система Управления Персоналом

Сайты-сателлиты Компании

Ключевые консалтинговые услуги "Евроменеджмент"


Бизнес-направления деятельности ЗАО "Евроменеджмент"





Вакансии ЗАО "Евроменеджмент"



Автоматизация на основе 1С: Предприятие 8.0



Партнерская программа ЕВРОМЕНЕДЖМЕНТ

Публикации



Вознаграждение для топ-менеджеров


Борис Вульфсон — консультант направления кадрового консультирования ЗАО «Евроменеджмент», член Национального союза кадровиков, e-mail автора: vulfson@emd.ru


О мерах предотвращения конфликтов между управленцами верхнего звена и владельцами компаний написано немало. Однако до сих пор нередки случаи падения мотивации из-за плохо работающей системы материального стимулирования. Рассмотрим подробнее один из эффективных инструментов системы вознаграждений — опционы и их разновидности. В России они пока еще используются редко, хотя и являются одним из лучших средств материального стимулирования. Как обойти подводные камни, связанные с ними, и выбрать оптимальную для вашей компании модель?


Среди множества вариантов переменной части вознаграждения, которая отличается от постоянной тем, что может варьироваться в зависимости от результатов труда, выделяются опционы и их производные. Чем они отличаются от других инструментов? Во-первых, опционы предоставляют возможность купить акции компании по фиксированной цене и получить доход в зависимости от их курсовой стоимости, что является комплексной оценкой успешности бизнеса компании. Во-вторых, они несут не только материальное, но и моральное поощрение (владение частью компании).

Тут нужно сделать оговорку: опционы в чистом виде можно внедрить лишь в открытых акционерных обществах. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, количество ОАО, зарегистрировавших выпуск ценных бумаг, в России исчисляется тысячами. Но для того, чтобы менеджеры могли продать акции, требуется их обращение на бирже. Таких ценных бумаг, по данным ММВБ и РТС, всего несколько сотен. В принципе можно продать и не котируемые акции, только сделать это очень затруднительно. Легко продаются только «голубые фишки» (самые высоколиквидные акции), количество которых ограничено несколькими эмитентами.

При использовании опционов нужно учитывать следующие моменты: кому-то из владельцев нужно будет расстаться с частью своих акций (по крайней мере, они должны быть на балансе компании), а менеджерам придется выкупать их за реальные деньги. Также есть возможность провести дополнительную эмиссию акций, но она приведет к размыванию доли существующих акционеров.

Что делать, если акции компании не котируются на бирже и их сложно продать, владельцы не хотят расставаться с долей владения компании или заранее известно, что выкуп акций доставит сотрудникам материальные сложности? Здесь есть два пути: применить виртуальные опционы или фантомные акции.

Это очень близкие понятия, и иногда их смешивают, хотя между ними есть отличия. Виртуальные опционы являются вознаграждением, основанным на росте курсовой стоимости определенного количества акций, а фантомные акции — вознаграждением, основанным на самой курсовой стоимости акции. То есть если виртуальный опцион является эмуляцией покупки акций по одной цене и их продажи по другой, то фантомные акции эмулируют дарение акций и их одновременную продажу. Кроме того, по фантомным акциям могут выплачиваться дивиденды, а по виртуальным опционам — нет.

Одними из пионеров в этой области в России являются компании «ЛУКОЙЛ» и АФК «Система».


Пример 1

В 2006 г. компания «ЛУКОЙЛ» объявила о запуске программы фантомных акций, рассчитанной на три года. В ней участвуют 500 менеджеров. По окончании программы всем участникам выплачивается вознаграждение, равное произведению количества закрепленных акций на разницу между среднемесячным курсом акций за декабрь 2009 г. и декабрь 2006 г. В декабре 2006 г. среднемесячный курс акций составлял 2317 руб., в декабре 2007 г. — 2091 руб. Таким образом, за год курс акций даже снизился. Если бы программа фантомных акций завершилась в данном году, то участники бы не получили ничего. Но если до конца программы стоимость одной акции поднимется до прогнозируемой аналитиками — 115—130 долл. — и не будет значительных колебаний валютного рынка, то участников ожидает ощутимый дополнительный бонус.


Из этого примера виден и еще один минус виртуальных опционов и фантомных акций: на размер вознаграждения влияют рыночные факторы, которые не зависят от менеджеров.

Также может возникнуть вопрос у владельцев частных компаний: а что делать им? Ведь у частных компаний нет акций, тем более котирующихся на биржах. В данном случае можно прибегнуть к косвенной системе оценки стоимости компании. Сотрудникам, участвующим в программе материального поощрения, основанной на оценке стоимости компании, выплачивается вознаграждение, зависящее от прироста ее стоимости.

Существует множество способов косвенной оценки стоимости компании. Приведу основные из них, а также примеры виртуальных опционов, применимых к частным компаниям.

Для начала нужно определить, что такое частная компания. Под ней будем подразумевать компанию в форме ООО или ЗАО (касаемо российских резидентов). Хотя ЗАО формально относятся к статусу акционерных обществ, фактически они обладают признаками частных компаний и в какой-то мере являются аналогом корпораций раздела S в США.

К основным способам косвенной оценки стоимости частных компаний отнесем следующие:

  • оценка по дисконтированному денежному потоку;
  • оценка путем сравнения с компанией-аналогом;
  • оценка по добавленной стоимости;
  • оценка по отношению прибыли к уставному капиталу.

Говоря про оценку по дисконтированному денежному потоку (ДДП), в первую очередь нужно отметить, что стоимость компании оценивается на основе прогноза ее возможности генерировать прибыль. Оценивать стоимость компании с помощью ДДП можно двумя способами: с учетом ДДП за несколько периодов (лет) или с учетом стоимости капитала. Сам ДДП принимается равным чистому денежному потоку (ЧДП), деленному на ставку дисконтирования в степени периода дисконтирования.

При первом способе расчета стоимости возможны два варианта: один принят за основу Российским обществом оценщиков, а другой предложен компанией McKinsey. Российское общество оценщиков рекомендует оценивать ДДП за 5—10 лет, а McKinsey — оценивать ДДП как за оцениваемый период, так и после него.

При втором способе расчета дисконтированный денежный поток делится на стоимость капитала, выраженную в процентах. Стоимостью капитала может выступать средневзвешенная цена капитала.


Пример 2

На 1 января 2005 г. с помощью независимой компании-оценщика была произведена оценка рыночной стоимости частной компании. Она составила 20 млн долл. С 2005 г. был введен аналог виртуальной опционной программы, предлагающий каждому из десяти топ-менеджеров через два года бонус в размере 1% от разницы между оценкой рыночной стоимости на начало 2007 и 2008 гг. По данным той же оценочной компании, рыночная стоимость к 1 января 2008 г. возросла до 30 млн долл. В данном случае размер бонуса для каждого топ-менеджера составит в среднем $100 тыс. долл.


Оценка путем сравнения с компанией-аналогом происходит с помощью выделения нескольких ключевых факторов, влияющих на стоимость компании. Эти факторы анализируются по компаниям, акции которых котируются на бирже, и составляется формула зависимости стоимости компании от ключевых факторов.

Например, стоимость электроэнергетических генерирующих компаний зависит в первую очередь от объема установленной мощности. При анализе крупнейших энергетических компаний по версии журнала Forbes выявлено, что рынок оценивает 1 кВт мощности от 800 до 1800 долл. Кроме установленной мощности на стоимость генерирующей компании влияет регион, в котором она работает, тип установленной мощности (угольные, мазутные, гидро-, ветро-, атомные электростанции) и процент износа мощностей.


Пример 3

В процессе анализа публичных компаний-аналогов было выявлено два фактора, влияющих на размер капитализации (объем продаж и прибыль). Оба фактора имеют равное влияние на капитализацию. Капитализация прямо пропорциональна объему продаж с коэффициентом 1 и также прямо пропорциональна прибыли с коэффициентом 10. На текущий момент объем продаж составляет 100 млн у. е., а прибыль — 10 млн у. е. Целевые значения: 120 млн у. е. и 15 млн у. е. соответственно (см. таблицу).

  Объем продаж (млн у. е.) Прибыль (млн у. е.) Капитализация (млн у. е.)
  Значение Коэффициент Вес Значение Коэффициент Вес
Текущее 100 1 0,5 10 10 0,5 100
Целевое 120 15 135

В соответствии с данной моделью зависимости капитализации от объема продаж и прибыли условная капитализация компании увеличится со 100 млн у. е. до 135 млн у. е. Если при этом генеральный директор компании имел виртуальный опцион в размере 1% от увеличения условной стоимости компании, то размер его вознаграждения составит 350 тыс. у. е.


Метод оценки путем сравнения с компанией аналогом в своей основе использует гибрид бенчмаркинга, финансового анализа и сбалансированной системы показателей. Вознаграждения, выплачиваемые по данной схеме, лишь условно можно назвать виртуальным опционом, но в условиях функционирования частной компании это является единственным комплексным вознаграждением, учитывающим рыночные факторы. Для того чтобы данный метод был максимально объективным, необходимо учитывать максимальное количество факторов, внимательно их выбирать и очень точно строить математическую модель зависимости капитализации от факторов. Нужно помнить, что все модели являются лишь приближением к реальности, а в вышеприведенном примере используется простейший случай.

Методы оценки по добавленной стоимости и по отношению прибыли к уставному капиталу используются гораздо реже и с учетом российских реалий могут дать недостоверный результат.

Одно из обязательных условий при оценке стоимости компании — использование в начале и конце периода одних и тех же методик.

Несмотря на кажущуюся сложность, использование виртуальных опционов и фантомных акций вполне реально и может не только дополнительно мотивировать ваших сотрудников, но и предоставить вам дополнительную информацию о реальном положении дел в компании благодаря отслеживанию условной капитализации.



Журнал «Управление компанией»





НАШИ ВАКАНСИИ

Менеджер (директор) направления продаж в электроэнергетике

Менеджер направления управленческого консалтинга (Ведущий консультант)

Менеджер направления кадрового консалтинга (Ведущий консультант)


Полный список вакансий


НОВОСТИ КОМПАНИИ

Сентябрь 2015
Завершение проекта по внедрению SAP HCM

Завершен проект по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию Автоматизированную систему управления персоналом на базе SAP HCM в ОАО «РусГидро».

Август 2015
Старт проекта в крупной холдинговой компании

Компания Евроменеджмент начала реализацию проекта «Повышение эффективности системы управления, снижение затрат и издержек. Оптимизация численности персонала» для крупного холдинга.

Июль 2015
Завершение работ по оптимизации оргструктуры

Успешно завершена разработка проекта оптимизации организационной структуры и системы управления автотранспортными цехами нефтяной компании.

Июнь 2015
Завершение приемочных испытаний SAP HCM в ОАО "РусГидро"

Завершены приемочные испытания автоматизированной системы управления персоналом на базе SAP HCM в ОАО "РусГидро". Наши поздравления персоналу ОАО «РусГидро» с приобретением отличного рабочего инструмента по управлению персоналом!

Май 2015
Старт проекта по оптимизации оргструктуры и системы управления

Начало реализации проекта по оптимизации организационной структуры и системы управления для нефтяной компании.

Апрель 2015
Победа в тендере нефтяной компании

Выигран тендер на заключение договора с крупной нефтяной компанией на оптимизацию организационной структуры и системы управления автотранспортными цехами.



Перейти ко всем новостям





ПАРТНЕРЫ



Отдел по работе с клиентами: +7 (495) 924-5389

ЗАО "Евроменеджмент"
Контактные телефоны: +7 (495) 924-5389
e-mail: info@emd.ru