Вознаграждение для топ-менеджеров
Борис Вульфсон — консультант направления кадрового консультирования ЗАО «Евроменеджмент», член Национального союза кадровиков, e-mail автора: vulfson@emd.ru
О мерах предотвращения конфликтов между управленцами верхнего звена и владельцами компаний написано немало. Однако до сих пор нередки случаи падения мотивации из-за плохо работающей системы материального стимулирования. Рассмотрим подробнее один из эффективных инструментов системы вознаграждений — опционы и их разновидности. В России они пока еще используются редко, хотя и являются одним из лучших средств материального стимулирования. Как обойти подводные камни, связанные с ними, и выбрать оптимальную для вашей компании модель?
Среди множества вариантов переменной части вознаграждения, которая отличается от постоянной тем, что может варьироваться в зависимости от результатов труда, выделяются опционы и их производные. Чем они отличаются от других инструментов? Во-первых, опционы предоставляют возможность купить акции компании по фиксированной цене и получить доход в зависимости от их курсовой стоимости, что является комплексной оценкой успешности бизнеса компании. Во-вторых, они несут не только материальное, но и моральное поощрение (владение частью компании).
Тут нужно сделать оговорку: опционы в чистом виде можно внедрить лишь в открытых акционерных обществах. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, количество ОАО, зарегистрировавших выпуск ценных бумаг, в России исчисляется тысячами. Но для того, чтобы менеджеры могли продать акции, требуется их обращение на бирже. Таких ценных бумаг, по данным ММВБ и РТС, всего несколько сотен. В принципе можно продать и не котируемые акции, только сделать это очень затруднительно. Легко продаются только «голубые фишки» (самые высоколиквидные акции), количество которых ограничено несколькими эмитентами.
При использовании опционов нужно учитывать следующие моменты: кому-то из владельцев нужно будет расстаться с частью своих акций (по крайней мере, они должны быть на балансе компании), а менеджерам придется выкупать их за реальные деньги. Также есть возможность провести дополнительную эмиссию акций, но она приведет к размыванию доли существующих акционеров.
Что делать, если акции компании не котируются на бирже и их сложно продать, владельцы не хотят расставаться с долей владения компании или заранее известно, что выкуп акций доставит сотрудникам материальные сложности? Здесь есть два пути: применить виртуальные опционы или фантомные акции.
Это очень близкие понятия, и иногда их смешивают, хотя между ними есть отличия. Виртуальные опционы являются вознаграждением, основанным на росте курсовой стоимости определенного количества акций, а фантомные акции — вознаграждением, основанным на самой курсовой стоимости акции. То есть если виртуальный опцион является эмуляцией покупки акций по одной цене и их продажи по другой, то фантомные акции эмулируют дарение акций и их одновременную продажу. Кроме того, по фантомным акциям могут выплачиваться дивиденды, а по виртуальным опционам — нет.
Одними из пионеров в этой области в России являются компании «ЛУКОЙЛ» и АФК «Система».
Пример 1
В 2006 г. компания «ЛУКОЙЛ» объявила о запуске программы фантомных акций, рассчитанной на три года. В ней участвуют 500 менеджеров. По окончании программы всем участникам выплачивается вознаграждение, равное произведению количества закрепленных акций на разницу между среднемесячным курсом акций за декабрь 2009 г. и декабрь 2006 г. В декабре 2006 г. среднемесячный курс акций составлял 2317 руб., в декабре 2007 г. — 2091 руб. Таким образом, за год курс акций даже снизился. Если бы программа фантомных акций завершилась в данном году, то участники бы не получили ничего. Но если до конца программы стоимость одной акции поднимется до прогнозируемой аналитиками — 115—130 долл. — и не будет значительных колебаний валютного рынка, то участников ожидает ощутимый дополнительный бонус.
Из этого примера виден и еще один минус виртуальных опционов и фантомных акций: на размер вознаграждения влияют рыночные факторы, которые не зависят от менеджеров.
Также может возникнуть вопрос у владельцев частных компаний: а что делать им? Ведь у частных компаний нет акций, тем более котирующихся на биржах. В данном случае можно прибегнуть к косвенной системе оценки стоимости компании. Сотрудникам, участвующим в программе материального поощрения, основанной на оценке стоимости компании, выплачивается вознаграждение, зависящее от прироста ее стоимости.
Существует множество способов косвенной оценки стоимости компании. Приведу основные из них, а также примеры виртуальных опционов, применимых к частным компаниям.
Для начала нужно определить, что такое частная компания. Под ней будем подразумевать компанию в форме ООО или ЗАО (касаемо российских резидентов). Хотя ЗАО формально относятся к статусу акционерных обществ, фактически они обладают признаками частных компаний и в какой-то мере являются аналогом корпораций раздела S в США.
К основным способам косвенной оценки стоимости частных компаний отнесем следующие:
- оценка по дисконтированному денежному потоку;
- оценка путем сравнения с компанией-аналогом;
- оценка по добавленной стоимости;
- оценка по отношению прибыли к уставному капиталу.
Говоря про оценку по дисконтированному денежному потоку (ДДП), в первую очередь нужно отметить, что стоимость компании оценивается на основе прогноза ее возможности генерировать прибыль. Оценивать стоимость компании с помощью ДДП можно двумя способами: с учетом ДДП за несколько периодов (лет) или с учетом стоимости капитала. Сам ДДП принимается равным чистому денежному потоку (ЧДП), деленному на ставку дисконтирования в степени периода дисконтирования.
При первом способе расчета стоимости возможны два варианта: один принят за основу Российским обществом оценщиков, а другой предложен компанией McKinsey. Российское общество оценщиков рекомендует оценивать ДДП за 5—10 лет, а McKinsey — оценивать ДДП как за оцениваемый период, так и после него.
При втором способе расчета дисконтированный денежный поток делится на стоимость капитала, выраженную в процентах. Стоимостью капитала может выступать средневзвешенная цена капитала.
Пример 2
На 1 января 2005 г. с помощью независимой компании-оценщика была произведена оценка рыночной стоимости частной компании. Она составила 20 млн долл. С 2005 г. был введен аналог виртуальной опционной программы, предлагающий каждому из десяти топ-менеджеров через два года бонус в размере 1% от разницы между оценкой рыночной стоимости на начало 2007 и 2008 гг. По данным той же оценочной компании, рыночная стоимость к 1 января 2008 г. возросла до 30 млн долл. В данном случае размер бонуса для каждого топ-менеджера составит в среднем $100 тыс. долл.
Оценка путем сравнения с компанией-аналогом происходит с помощью выделения нескольких ключевых факторов, влияющих на стоимость компании. Эти факторы анализируются по компаниям, акции которых котируются на бирже, и составляется формула зависимости стоимости компании от ключевых факторов.
Например, стоимость электроэнергетических генерирующих компаний зависит в первую очередь от объема установленной мощности. При анализе крупнейших энергетических компаний по версии журнала Forbes выявлено, что рынок оценивает 1 кВт мощности от 800 до 1800 долл. Кроме установленной мощности на стоимость генерирующей компании влияет регион, в котором она работает, тип установленной мощности (угольные, мазутные, гидро-, ветро-, атомные электростанции) и процент износа мощностей.
Пример 3
В процессе анализа публичных компаний-аналогов было выявлено два фактора, влияющих на размер капитализации (объем продаж и прибыль). Оба фактора имеют равное влияние на капитализацию. Капитализация прямо пропорциональна объему продаж с коэффициентом 1 и также прямо пропорциональна прибыли с коэффициентом 10. На текущий момент объем продаж составляет 100 млн у. е., а прибыль — 10 млн у. е. Целевые значения: 120 млн у. е. и 15 млн у. е. соответственно (см. таблицу).
|
Объем продаж (млн у. е.) |
Прибыль (млн у. е.) |
Капитализация (млн у. е.) |
|
Значение |
Коэффициент |
Вес |
Значение |
Коэффициент |
Вес |
Текущее |
100 |
1 |
0,5 |
10 |
10 |
0,5 |
100 |
Целевое |
120 |
15 |
135 |
В соответствии с данной моделью зависимости капитализации от объема продаж и прибыли условная капитализация компании увеличится со 100 млн у. е. до 135 млн у. е. Если при этом генеральный директор компании имел виртуальный опцион в размере 1% от увеличения условной стоимости компании, то размер его вознаграждения составит 350 тыс. у. е.
Метод оценки путем сравнения с компанией аналогом в своей основе использует гибрид бенчмаркинга, финансового анализа и сбалансированной системы показателей. Вознаграждения, выплачиваемые по данной схеме, лишь условно можно назвать виртуальным опционом, но в условиях функционирования частной компании это является единственным комплексным вознаграждением, учитывающим рыночные факторы. Для того чтобы данный метод был максимально объективным, необходимо учитывать максимальное количество факторов, внимательно их выбирать и очень точно строить математическую модель зависимости капитализации от факторов. Нужно помнить, что все модели являются лишь приближением к реальности, а в вышеприведенном примере используется простейший случай.
Методы оценки по добавленной стоимости и по отношению прибыли к уставному капиталу используются гораздо реже и с учетом российских реалий могут дать недостоверный результат.
Одно из обязательных условий при оценке стоимости компании — использование в начале и конце периода одних и тех же методик.
Несмотря на кажущуюся сложность, использование виртуальных опционов и фантомных акций вполне реально и может не только дополнительно мотивировать ваших сотрудников, но и предоставить вам дополнительную информацию о реальном положении дел в компании благодаря отслеживанию условной капитализации.
Журнал «Управление компанией»
|